Ежегодно организации по защите прав потребителей, государственные органы, защищающие права граждан в этой области, отмечают Всемирный день защиты прав потребителей.
История Всемирного дня достаточно интересна. 15 марта 1962 года в обращении к Конгрессу США Президент Дж. Кеннеди озвучил базовые права, которые должны быть у потребителей, и гарантировал, что государство приложит все силы, чтобы закрепить это законодательно.
Четыре базовых права должно быть у потребителей:
— право на безопасность товаров;
— право на информацию (потребители должны быть защищены от недостоверной рекламы, маркировки);
— право на выбор (важность конкуренции на рынке, как инструмента, обеспечивающего качество и разумные цены);
— право быть услышанным.
В 1985 году Организация объединенных наций приняла руководящие принципы по защите прав потребителей (дополнения в 1999 году), расширив базовые права потребителей:
— правом на защиту окружающей среды;
— правом на удовлетворение базовых потребностей;
— правом на потребительское просвещение;
— правом на компенсацию в случае причинения ущерба.
Безусловно, в канун праздника подводятся итоги предыдущего года. Среди важнейших изменений, прошедших в области защиты прав потребителей в Российской Федерации, можно выделить следующие:
1. Принятие поправок в Закон «О связи», отменяющих «мобильное рабство» и дающих право абоненту сотовой связи менять операторов, сохраняя при этом свой привычный номер.
2. Принятие закона, который не только защищает права некурящих, но и является первым шагом на пути сокращения потребления «уникального» товара — сигарет, которые убивают своего потребителя при их использовании в соответствии с инструкцией изготовителя.
3. Усиление статуса государственного органа по защите прав потребителей –Роспотребнадзора, который с мая 2012 года подчиняется напрямую Правительству РФ
4. Решение Пленума Верховного суда РФ о практике рассмотрения дел по защите прав потребителей, в рамках которого — судебные дела по обязательным видам страхования (ОСАГО, ОМС), в части территориальной подсудности споров, уплаты госпошлины потребителем, штрафов пользу потребителя, компенсации морального вреда должны рассматриваться на основе Закона РФ «О защите прав потребителей».
Последние публикации
Как вернуть мебель
Многие потребители, столкнувшись с бракованными мебельными гарнитурами, задают вопросы такого типа: «Хотим вернуть диван в магазин, что делать и куда...
Процедура возврата автомобиля в автосалон
В народе есть такое высказывание «потребитель всегда прав», но на практике мы можем наблюдать обратное. Поэтому каждому, кто хочет восстановить...
Возврат угнанного автомобиля владельцу по закону
Любой владелец авто с содроганием представляет себе ситуацию, в которой у него угнали машину. Что делать при угоне автомобиля его владельцу и как себя...